На главную

Архив

24 и 25 мая 2014 года Политехнический музей провел на ВДНХ международный фестиваль науки и любознательности «Политех», собравший тысячи гостей и десятки участников из стран Европы, Северной и Южной Америки.

Пришедшие на фестиваль дети и подростки смогли ощутить себя настоящими палеонтологами, скульпторами, химиками, физиками, математиками и биологами. Для многих из них этот опыт, возможно, станет поводом задуматься о собственных научных открытиях и карьере ученого. Для взрослых «Политех» тоже стал вдохновляющим образовательным проектом. Гости фестиваля смогли узнать много нового в области науки, техники и даже мифологии. Именно это и было основной целью организаторов фестиваля. Популяризация науки – одно из главных направлений работы Политехнического музея. Сегодня эта область, к сожалению, довольно слабо развита в России, и музей делает все возможное, чтобы эту тенденцию изменить.Всего за два дня фестиваль науки и любознательности «Политех» посетило более 30 тысяч человек. Его участниками были ученые, художники и инженеры из 12 стран: Нидерландов, США, Канады, Испании, Франции, Финляндии, Швеции, Великобритании, Бразилии, Польши, Украины и России. «Политех» стал настоящим праздником для детей и взрослых, а также для самого Политехнического музея, который впервые проводил научно-популярное мероприятие такого формата и масштаба. Здесь можно было увидеть выставки и инсталляции, послушать лекции, посмотреть кино и поиграть на интерактивных площадках. И почти все это, кроме посещения экспозиций «Россия делает сама» и «Кинетическая жизнь песчаных пляжей», было бесплатным.

Иван Боганцев, заместитель генерального директора Политехнического музея по просветительской и образовательной работе, директор фестиваля «Политех»:

Нам хотелось сделать программу разнообразной с точки зрения времени и аудитории, спланировать ее так, чтобы человеку было что посмотреть, когда бы он ни пришел: утром, днем, поздно вечером. Дальше ему нужно было только выбрать, чем заняться, в соответствии со своими представлениями о прекрасном. С утра фестиваль был в большей степени детским событием, а вечерние мероприятия, например, научно-фантастический перфоманс «Планета Лем», собрали больше молодежи и взрослых. Вообще, к нам пришло много детей, и с точки зрения возраста аудитории именно этого мы и ожидали. В плане аудитории меня, скорее, приятно удивила открытость и дружелюбие пришедших людей.

Иван Боганцев на церемонии открытия фестиваля «Политех»

Моя дочь, которая тоже побывала на фестивале, была счастлива, а для меня это главный показатель успеха. Она даже залезла на «Блестящую мысль», — работа Николая Полисского на протяжении двух дней была вдохновением для детей. Скульптура превратилась в настоящий муравейник, ребята забирались на нее, перестраивали, играли в «Конструктор» рядом, и это превзошло все мои ожидания. А на спектакль «Икар на краю времени» пришло много подростков, несмотря на то, что время его начала было достаточно поздним. Он прекрасно смотрелся в павильоне «Космос», среди «пришельцев» Тео Янсена, с оркестром классической музыки… Это стоило того.

Мне отдельно приятно, что хорошо сработала не только художественная часть, но и организационная: не было серьезных проблем с охраной, уборкой, техникой. У нас был замечательный фуд-корт, который понравился как посетителям, так и участникам. Эти вещи кажутся простыми, но в действительности их достаточно непросто организовать так, чтобы никто не жаловался. Мы делали подобное событие впервые, и нам это удалось, на мой взгляд, это тоже большое достижение. Важна была и работа команды волонтеров, которые отлично себя показали. Хочется сказать им огромное спасибо.

Александра Коперник, куратор Политехнического музея:

Моими площадками были Лекторий на большой сцене, iLike, «Зона машин Руба Голдберга», «Резинковый тир», Научные бои и Площадка астрономов. Мы давно мечтали запустить в музее «Лабораторию цепных реакций» (то есть, по сути, лабораторию «машин Руба Голдберга») и даже проводили конкурс по их созданию. Лучшим, что мы нашли, были ребята из Tinkering Studio, США. Мы познакомились с ними прошлым летом, когда путешествовали по нескольким штатам и приехали в «Эксплораториум» и в их студию. В нее, знаете, вообще трудно не влюбиться.

Перед фестивалем страхов у меня было множество: что пойдет дождь, что Россия перестанет выдавать визы иностранцам. Как видите, эти страхи не оправдались. Самой большой заслугой фестиваля стали, как мне кажется, волонтеры: люди, которые работали на выставке, объясняли посетителям, как строить «машины Руба Голдберга», делали объявления со сцены, встречали гостей. Эти ребята были удивительными, и без них фестиваль не стал бы таким. Ведь доставка экспонатов — это только коробки, решение таможенных вопросов и получение разрешений на въезд и выезд. По-настоящему хорошо все начинает работать и вызывает интерес, когда рядом есть симпатичный человек, который всегда поможет и ответит на вопросы.

Александра Коперник, куратор Политехнического музея Фонд Егора Гайдара

На фестивале на меня произвел большое впечатление один случай. Папа привез ребенка на площадку «машин Руба Голдберга» — собирать цепную реакцию. Он собирался только помогать сыну, но так увлекся, что мальчик сам ушел к другу за соседний стол, а отец в это время ползал на коленках, приклеивал Франкенштейну к рукам иголки (они были элементами нашей цепи), просил других детей не мешать ему – знаете, таким голосом пыхтящего отличника. Отличный папа. Очень здорово, когда люди не стесняются увлекаться.

Илья Колмановский, руководитель Лаборатории биологии Политехнического музея:

На фестивале я отвечал за площадку «Лужайка лаборатории биологии», на которой проводились модифицированные занятия нашей лаборатории «Бои сверчков» и «Раскопки парейазавра». Нужно признаться, что перед фестивалем я все-таки совершенно не представлял себе, что на нем будет происходить. Было сложно представить себя на площади, сквозь которую течет огромная неорганизованная толпа, и предсказать, что привлечет внимание аудитории.

Интереснее всего получилось с ящером и сверчками. Понятно, что вообще любые животные на таком мероприятии привлекают внимание и сотни контейнеров со сверчками выглядят занятно сами по себе, но существуют очень разные форматы — представьте, что одно и то же стихотворение нужно прошептать кому-то в темной комнате, написать тушью на бумаге, или прокричать текст в мегафон. Какие-то вещи транслируются в тот или иной формат, но результат выглядит всегда по-разному. На больших мероприятиях, например, теряются какие-то мелкие детали. Например, в случае со сверчками нюансы нашего эксперимента явно проглатывались, даже самая главная изюминка занятия, когда на глазах у зрителя поведение насекомых перепрограммируется с помощью полета. Интерес вызывали сами сверчки — людям хотелось просто подойти и поглазеть на них, так что трюк должен был быть самый самый простой и требующий минимального объяснения.

С ящером тоже получилось любопытно — в нашей лаборатории есть большая модель шагающего парейазавра, вокруг которой на ЗИЛе строятся отдельные занятия, — детям нужно по следам узнать, в каком порядке ящер переставляет лапы, а затем понять, как ему удавалось ходить и не падать. В первый же день фестиваля я понял, что возникающий в камерных условиях лаборатории интеллектуальный азарт на фестивале не работает, занятия не вызывают у публики почти никакого интереса. Если честно, в конце первого дня я ушел домой в отвратительном настроении и на следующее утро не испытывал никакого желания возвращаться на площадь. Но во время завтрака я вспомнил, что когда парейазавр просто шагает по площади, люди собираются вокруг него большой толпой, причем стокилограммового ящера может вести и маленький ребенок. Так что на второй день фестиваля мы с волонтерами начали водить парейазавра кругами, повесив на него расписание занятий. И вот, после того, как люди вдоволь насмотрелись на шагающую модель, уроки стали проходить совершенно замечательно, собирая огромные группы заинтересованных детей.

Для меня фестиваль стал самым, наверное, ярким просветительским опытом в жизни. Ты, конечно, можешь объяснять студентам, что изучают на соседней кафедре, но коэффициент такой популяризации будет довольно низкий. Или ты можешь выйти на площадь посреди Москвы и поймать в свою воронку толпы людей, вместе с ними добираясь до очень сложных интеллектуальных рассуждений, касающихся древности, от биомеханических законов до практического опыта. И когда я почувствовал, что воронка работает, то ощутил себя абсолютно счастливым, забыв о физической усталости, и это стало очень ярким переживанием.

Программа фестиваля

Выставка Тео Янсена «Кинетическая жизнь песчаных пляжей»

Выставка известного голландского художника Тео Янсена.

В павильоне «Космос» представлены несколько крупных животных, множество небольших и даже ряд ископаемых. Демонстрации движения крупных чудовищ при помощи специально смонтированной пневматической системы после фестиваля идут только по выходным. В будние дни посетители выставки могут самостоятельно водить существо меньших размеров Animaris Ordis, справиться с управлением которого сможет даже ребенок.

Интервью с Тео Янсеном

«ИКАР НА КРАЮ ВРЕМЕНИ» (ICARUS AT THE EDGE OF TIME)

Мультимедийный спектакль «Икар на краю времени», основанный на одноименном бестселлере Брайана Грина – знаменитого физика-теоретика, исследователя и популяризатора теории струн, организатора и вдохновителя The World Science Festival в Нью-Йорке.

Миф об Икаре в современном прочтении рассказывает о великих научных открытиях, а сам герой бросает вызов не Солнцу, а неотвратимому притяжению черной дыры. Спектакль сопровождается музыкой знаменитого композитора Филипа Гласса, специально написанной для этого проекта, и 3D-фильмом видео-художников Al Taylor+Al Holmes. Смотреть эту захватывающую историю можно всей семьей.

На фестивале постановка «Икар на краю времени» была представлена Юношеским симфоническим оркестром России им. Леонида Николаева под управлением Василия Валитова, в роли Рассказчика выступил актер Степан Девонин.

«БЛЕСТЯЩАЯ МЫСЛЬ» Николая Полисского

Проект из научной серии Николая Полисского, главного представителя русского ленд-арта – искусства вне выставочных стен, ведущего диалог с окружающим пейзажем. Его монументальные работы появлялись в Москве, Перми, Петербурге, Париже, Майами, Барселоне. В научную серию также входят «Большой Адронный Коллайдер», созданный для Люксембургского Музея Современного Искусства, и «Вселенский Разум» в Никола-Ленивце, главной творческой вотчине художника.

Проект «Блестящая мысль» – это сборная деревянная скульптура, покрытая блестящими пластинами. Специально для фестиваля проект был выставлен вместе с «Конструктором», состоящим из 7000 деревянных модулей. Если «Мысль» воплощает красоту научного мира, то «Конструктор» предлагает создавать этот мир и придумывать новое: из модулей вокруг «Блестящей мысли» были созданы колонны, купольные объёмы и другие свободные формы, причем достраивать и перестраивать их мог любой гость фестиваля.

Параллельно выставке «Блестящей мысли» публике предлагалось принять участие в создании собственных арт-объектов из модулей деревянного «Конструктора» и принять участие в исследовании, посвященному влиянию произведений паблик-арта на социальные сценарии горожан.

«BESTIARIUM CONSTRUENDUM: МИФОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР» Александра Райхштейна

Постмодернистская игра с культурным наследием древности BESTIARIUM CONSTRUENDUM – это интерактивная инсталляция, которую видоизменяют сами посетители. Экспозиция напоминает археологический раскоп с разбросанными повсюду фрагментами скульптур. «Древние» обломки можно трогать, переставлять, соединять друг с другом.

Публика конструирует монументальные скульптуры из деталей – голов, тел, ног, крыльев и хвостов, которые срастаются между собой. Возникают фигуры разных зверей или фантастические существа, известные по мифам народов мира, а также новые, доселе невиданные чудовища. Выставка проходит в павильоне №26 с 24 мая по 22 июня.

Перфоманс Эрика Оберга «GHOSTCUBES»

Перформанс «Ghostcubes» — попытка понять, как перенести технику бумажных оригами на крупные объекты из дерева. Удивительные скульптуры из деревянных кубов в руках Эрика Оберга принимают самые разные формы, выгибаясь, разъединяясь и приподнимаясь друг над другом. В этом есть что-то от цирка и магии, но на самом деле эти волшебные деревянные конструкции — результат кропотливого подсчета и точной работы с механизмом.

Эрик Оберг живет в Стокгольме, работает на стыке дизайна, математики, скульптуры и фокусов. Традиционному цирковому реквизиту – кольцам, булавам, мячам – он предпочитает объекты, созданные им самим. Оберг с неизменным успехом выступал в Америке, Японии и Европе. Кроме того, он преподает историю цирка и вот уже несколько лет подряд собирает информацию о великом, но забытом фокуснике Поле Чинкевалли.

Видеопроект Клемана Бриана «FACE OF NATURE»

Проект французского художника Клемана Бриана создан на стыке фотографии, световой проекции и стрит-арта. В рамках фестиваля в аллее напротив павильона «Космос» он представил выставку портретов российских ученых, радикально изменивших наши представления о мире. После захода солнца огромные лица ученых появлялись на листве деревьев: свет проекции воспроизводил изображения на «живом экране» – подвижной и объемной кроне.

Клеман Бриан называет свое творчество «фотоисследованием темноты». Проекция – это наше представление о видимом мире. Осознать принципы ее работы – значит понять, как наше сознание конструирует видимый мир и представить, как можно сделать это иначе. Начиная со зрения – световых проекций на сетчатку нашего глаза – до световой проекции как ключевого элемента фотокамеры, проекция становится инструментом, переводящим окружающую реальность в зрительные образы, и наоборот – конструирующим образы из окружающей реальности. Собранные художником уникальные фотопрожекторы позволяют накладывать огромные фотографические изображения на окружающую реальность — деревья, улицы, дома.

И другие участники фестиваля