На главную Вернуться назад
26 мая 2015

6 главных эмоций фестиваля «Политех»

Плакать хочется – закончился фестиваль «Политех». Площадь Промышленности пустеет и остывает. Остывает не потому, что было жарко, как во время фестиваля 2014 года, – погода в выходные стояла прохладная, даже дождь несколько раз принимался, но быстро терял запал. Здешний асфальт разогрели тысячи и тысячи маленьких и больших ног, колеса велосипедов, самокатов и других странных средств передвижения. Даже лапы нескольких собак поучаствовали в процессе!

Фестиваль «Политех» – как яркие свертки с подарками под новогодней елкой, столько всего, что глаза разбегаются, не хватает терпения аккуратно развязать ленточку и не рвать упаковочную бумагу, хочется поскорее посмотреть, что внутри. Именно такое чувство охватывало детей и взрослых на площади Промышленности в дни фестиваля – они пришли за эмоциями и нашли то, что искали!

Восторг

Второй концерт (второй – потому что первый был на прошлом фестивале) для радостного визга с оркестром – так можно было бы назвать музыкальное произведение, звучавшее на детской игровой площадке «Наука в игре», где строили замок из больших мягких кубиков. Кубики оказались такими большими и настолько мягкими, что не скакать по ним дети ну никак не могли. А скакать и не визжать для ребенка – невыполнимая задача.

В другом секторе площадки дети что есть мочи, так, как если бы от приложенной силы зависело их будущее, колотили по кастрюлям, сковородках и тазам. Родителям, конечно, пришлось непросто, но большинство продемонстрировало высшую степень самоотверженности и любви к маленьким любителям скиффла.

Одним из хитов стала «Водная дверь», динамический аттракцион: пробежишь быстро, останешься сухим, испугаешься, замешкаешься – добро пожаловать в душ. Анастасия, утомленная мама двух мальчиков дошкольного возраста, посетовала в разговоре с нашим корреспондентом: «Полтора часа! Натурально, как пластинку заело! Нет, придумано здорово, но сколько можно! Оттащить их от этого водопада не могу, хотя тут еще много всего, а мы ничего так и не посмотрели, – мама, ну еще один раз! – я уже рукой махнула, вот кукурузу ем, видите».

Рядом с «Водной дверью» расположился бассейн с неньютоновской жидкостью, сделанной при помощи обычного крахмала, – еще один источник восторженных воплей (накрахмаленный асфальт вокруг прилагался). Второй бассейн с той же жидкостью даже интереснее: на прыжки и пробежки он отзывался звуками пентатоники. Дети и взрослые разувались, решительно закатывали джинсы и погружали ноги в странную субстанцию, вязкость которой непосредственно зависит от скорости воздействия на нее – если бежать быстро, она держит почти как твердая поверхность, а если встать и не двигаться, приобретает черты обычной жидкости. Мять ее в руках очень приятно – многие гости фестиваля так и не могли расстаться с – как бы это правильнее сформулировать – комочками (?!), похищенными из бассейна, мяли и мяли их, гуляя по площади Промышленности.

В любой точке площади можно было внезапно встретиться с человеком-камерой Touchy – потрогать его и быть сфотографированным. Этот научно-фантастический гибрид с очевидным философским уклоном пользовался популярностью и у детей, и у взрослых. Забавно другое. Шлем-камера устроен так, что человек внутри ничего не видит, пока до него кто-то не дотронется, а соприкосновение открывает створки объектива и возвращает ему зрение. Но поскольку Touchy постоянно находился в центре внимания публики, трудно сказать, лишался ли он вообще способности видеть в эти два дня. У него, наверное, глаза устали!

Неподалеку от инсталляции Маркоса Зотеса толпились странного вида существа. Дети как дети, но у каждого на голове – внушительный картонный перископ. Игра «Инфузории в перископах» стала еще одним источником чистого восторга на фестивале. При помощи специального картонного гаджета игрок-инфузория выбирал себе подходящую пару. Надо ли говорить, что счастье случалось в тот момент, когда перископ оказывался в руках начинающей инфузории?

Еда – это тоже важно, а особенно если это научное мороженое, сделанное в форме эритроцитов, алкана нефти и вируса гриппа. Было не очень-то жарко, но мороженое расхватывали с убедительной скоростью, свидетельствующей о том, что идея была очень удачной. Мы провели экспресс-опрос, как делают на выходе с предвыборных участков. Опрошены были 120 человек, из них 56 отдали предпочтение нефти со вкусом черники, 40 – гранатовым эритроцитам и 24 – цитрусовому с киви вирусу гриппа. Вывод: нефть нравится людям сильнее крови и вирусов!

А еще всем очень понравились антикоррупционные конфеты проекта 60 Flavors: вы выбираете регион, формочка для конфеты стоит в выбранной точке на карте мира. И в зависимости от уровня коррупции в этой стране вашу конфету наполняют той или иной начинкой. Чем выше уровень коррупции, тем ощутимее горьковатый привкус. А в павильоне №26 можно было попробовать и купить, если понравится, научные конфеты и имбирные пряники с эмблемой Политеха, моделью галактики и с портретами ученых.

Радость узнавания

Это в некотором роде и есть главное – по той простой причине, что фестиваль «Политех» – праздник науки и любознательности. Знаете, есть такое чувство – когда закончил читать хорошую книгу – не просто удовольствие, но и наполненность, радость от того, что над прочитанным еще предстоит подумать, что-то переосмыслить, найти ответы на какие-то важные свои вопросы. На фестивале радость узнавания концентрировалась, в основном, в лектории и в зоне Научных лабораторий Политеха.

В Лаборатории химии особенной популярностью пользовались химическим классики: методом случайного выбора при помощи нарисованной на асфальте таблицы и битки определялись вещества, которые потом смешивались на лабораторном столе.

Лаборатория физики покорила всех необыкновенно красивой системой маятников, от которой совершенно невозможно было оторвать детей, и рассказом о том, почему движение намагниченных шаров выглядит как волна, на самом деле волной, конечно же, не являясь.

Лаборатория математики завлекала детей подушковым кубом, головоломками, паркетом Пенроуза и механайзером:

На нашей суперинновационной клавиатуре дети (ну, условно говоря, дети) напрыгивали вопросы ученому. Как совместить физические упражнения и тягу к знаниям? А вот так! Ответы можно прочитать на сайте.

Лекции и дискуссии на фестивале проходили как на главной сцене, так и в павильоне «Космос», где разместились участники Книжной программы. Обо всех лекциях не рассказать в одном посте, но мы обещаем выложить видео самых интересных из них в ближайшее время! Особенно хочется отметить выступления Пита Доктера, оскаровского лауреата, и его беседу с Константином Анохиным, лекции Марии Фаликман, Михаила Бурцева, Сергея Попова, Николая Полисского, Бруно Замборлина, Артема Оганова, Маркоса Зотеса, Адама Садовски. Это было страшно интересно и полезно.

Волнение и трепет

Эти чувства испытали все, кто побывал на спектакле «Начало начал» научного театра Пепа Боу, каталонского иллюзиониста, который при помощи могучих мыльных пузырей иллюстрировал рассказ Хорхе Вагенсберга о зарождении жизни и основных законах природы. Неужели это возможно – рассказать о базовых элементах физического мира при помощи пузырей? Оказывается, да, возможно, более того – иллюстрация получается на удивление точной и красивой.

Вы, может быть, думаете, что в прошлом пункте про радость узнавания мы забыли о Лаборатории биологии? Не забыли. Просто Лаборатории биологии самое место – здесь, где речь пойдет о волнении. Каково это – получить в руки лапароскоп и оперировать смертельно больной тренажер? Особенно впервые в жизни, особенно если тебе семь лет!

Надо сказать, что трепетать публику заставили и эксперименты физиков: громкий вакуумный взрыв в бочке и запуск гидроракет – ничего опасного, все элементы наших научных шоу проверены и не несут никакой угрозы участникам и зрителям, но когда это происходит на твоих глазах, не испытывать легкого волнения сложно:

Инсталляция Александра Райхштейна «Метаморфозы» тоже вызывала очень близкие к волнению и трепету ощущения – незаметные издалека среди листьев невесомые фигурки насекомых, сделанные из проволоки. Это метафора взросления человека – от младенца через стадию маленького кудрявого ангелочка – до навсегда улетающего из дома прекрасного юного существа. «Они еще и поют», – периодически доносилось из-под дерева. Да, они действительно пели – на собственном языке. Музыку для этой трогательной, жизнеутверждающей, но отчасти грустной инсталляции сочинил финский аудиохудожник Петри Лааксо.

А когда вечером входные ворота фестиваля, инсталляция Маркоса Зотеса, изменились до неузнаваемости под воздействием видеоарта и музыки Pixelord и на них стали пускать любителей умеренного скалолазания (забраться наверх, погулять в искаженном пространстве и спуститься), на это решались не все. Только люди, уверенные в своей устойчивости к такой психоделической внешней среде и доверяющие дарованному им природой вестибулярному аппарату. Хотя страшно не было! Было здорово – как будто попал в параллельный мир:

И, конечно, спектакль инженерного театра АХЕ Gap Filling. Оба показа, вечером каждого из дней фестиваля, наполнили площадь и ее окрестности странным светом и какой-то особенно щемящей музыкой, на которую, как заколдованные, потянулись даже те, кто не планировал оставаться на спектакль.

Творческий подъем

Фестиваль создал пространство для творчества: здесь можно было попробовать себя в экспериментальной музыке, визуальном искусстве, участвовать в создании инсталляций.

На подходе к площади Промышленности установили Автомобильный орган. Адам Садовски, автор технологии, почти не отходил от своего детища и слушал всех стихийных органистов, что требует определенной степени отрешенности!

Поначалу планировалось допускать до святая святых только профессиональных музыкантов, но жизнь в очередной раз оказалась богаче замысла. Отказывать детям, желающим поиграть на автомобильном органе? Серьезно? Сердца распорядителей и кураторов дрогнули, и к пульту управления этим гигантским музыкальным инструментом, он же клавиатура, потянулась цепочка жаждущих автомобильной музыки. Потянулась и не иссякала все два дня.

Между колонн павильона №26 сделал попытку затеряться проект Пера Хольмквиста Beat Blox – диджейские вертушки, на которые нужно в произвольном порядке ставить маленькие деревянные блоки, а в ответ получать разные комбинации звуков бас-гитары, барабанов и бонго. Нет, затеряться не удалось, к Beat Blox было просто не пробиться: тут надо отметить, что во внешнем решении этой установки есть что-то страшно притягательное. Beat Blox выглядит совершенно игрушечным, а при этом издает звуки, как настоящий. Мало кто проходил мимо, в общем:

Под крышей павильона «Космос» собирали инсталляцию Rings – из картонных компонентов с символикой Политеха. Участвовать мог каждый, и каждый участвовал:

В зоне площадки «Самодел» тоже шли творческие процессы:

Playtronica – о-о-о, Playtronica! Тыкаешь пальцем в желеобразное, разноцветное, а в ответ – музыка! Все захотели попробовать:

В этой точке взрослые постыдно схлестнулись с детьми: водносветовое граффити начало работу с наступлением темноты, и этого момента ждали все. Очередь из желающих порисовать водой по светодиодному панно выстроилась мгновенно. Дети и подростки, полагая, что им и карты в руки, втирались в ряды ожидающих, подбадриваемые родителями: «Иди, иди, детей пропустят!» Но взрослые в очереди не очень-то хотели кого-либо пропускать, такая их охватила жажда творчества. Однако конфликта не возникло, атмосфера фестиваля никак не предполагала битвы за влажную губку, поэтому все разрешилось мирно – все, кто хотел, получили возможность рисовать. И это было по-настоящему здорово! Редакция, между тем, подумывает завести такую доску для рисования на работе. Ведем переговоры с разработчиками (вот сейчас соврали для красного словца, простите).

Бруно Замборлин, автор технологии Mogees, выступил с зажигательной лекцией о том, как извлекать гармоничные звуки из окружающих предметов, не созданных, вообще говоря, быть музыкальными инструментами. Бруно задали вопрос – не думал ли он, что если у него появится достаточное количество последователей, играющих на велосипедах, лифтовых шахтах и ланчбоксах, наши города погрузятся в чудовищную какофонию? Бруно Замборлин очень смеялся – «о да, это вполне реальная опасность»! А что смешного-то? Ничего. Вечером в воскресенье при деятельном участии проекта Playtronica в музыкальный инструмент превратился самолет Ил. Пела Jekka, играл Plane Orchestra. Это было в высшей степени здорово даже неожиданно.

Умиление

Дети, много детей, доверчивых и открытых новым впечателниям, жаждущих узнавать и готовых удивляться. Некоторые дети – пенсионного возраста. А какая разница, что говорит паспорт, если перед лицом большого и отнюдь не до конца познанного мира все мы дети, любознательные и не кичащиеся тем немногим, что уже знаем!

И вот здесь организаторам фестивалям впору поблагодарить гостей – эту эмоцию подарили нам вы!

И, конечно, научная собака:

Грусть

Грустно на фестивале стало к вечеру второго дня, когда присутствующие почувствовали: вот и все. Над площадью Промышленности зашло солнце. Оставалось совсем немного до конца. И тут мы со всей отчетливостью осознали: фестиваль «Политех» обязательно вернется в следующем году. Конечно, вернется! И даже не будет особенно далеко уходить. Иначе и быть не может!

Обо всех участниках фестиваля «Политех» подробно читайте на сайте.

Фестиваль 2014 года

Что пишет пресса о фестивале

– Метаморфозы науки: что смотреть, слушать и пробовать на фестивале «Политех» (Москва 24). Читать далее…
– На ВДНХ открывается фестиваль науки и любознательности «Политех» (Москва 24). Читать далее…
– Автомобильный орган, составленный из советских ретромашин: съемки с дрона (Russia Today).
– Каталонский иллюзионист и ученый Пеп Боу привез в Москву свое шоу мыльных пузырей (Lenta.ru). Читать далее…
– Праздник науки и любознательности на территории ВДНХ: репортаж (Вести Москва).
– О фестивале «Политех»: репортаж (Культура)
– 23 и 24 мая на ВДНХ проходит фестиваль науки «Политех», на котором о происхождении Вселенной расскажут при помощи мыльных пузырей: репортаж (Москва 24).